
7.95
3907
7.20
67
Онлайн Открытая книга (1977) смотреть
В центре повествования – блистательная ума женщина-ученый, чьи исследования в области холеры оставили неизгладимый след в истории медицины. Ее открытия позволили сделать гигантский скачок в лечении инфекционных заболеваний.
Именно благодаря ее упорству и таланту в 1942 году Советский Союз получил доступ к пенициллину – революционному антибиотику, который вскоре стал незаменимым средством в борьбе с бактериальными инфекциями. Но мало кто задумывается о том, сколько лет кропотливой работы, ночных бдений и невероятных усилий потребовалось для того, чтобы разгадать тайны поведения болезней и вирусов, открыть новые горизонты в медицине.
Действие сериала переносит нас в начало XX века в тихий провинциальный городок Лопахин. Здесь, среди простых людей, трудится опытный врач Лебедев – человек, повидавший немало в своей жизни. Однажды к нему попадает юная Таня Власенкова с незначительной раной. Лебедев бережно выхаживает девочку, а она, в свою очередь, с благодарностью впитывает его мудрые наставления о медицине, биологии и анатомии.
Эти беседы пробуждают в Татьяне небывалое влечение к науке. Она с головой погружается в мир знаний, а впоследствии достигает вершин академической карьеры, защитив докторскую диссертацию. И вот – она делает сенсационное открытие, которое перевернуло представления о лечении и даровало миллионам людей шанс на выздоровление.
Актеры:
Ия Саввина, Наталья Дикарева, Юрий Богатырёв, Алексей Васильев, Георгий Тараторкин, Елена Соловей, Олег Табаков, Всеволод Сафонов, Михаил Погоржельский, Леонид Неведомский, Олег Янковский, Владимир Басов ст., Нина Ургант, Роман Громадский, Елена Драпеко, Олег Ефремов (I), Сергей Заморев, Александр Калягин, Инна Кондратьева, Ирина Мазуркевич, Георгий Тейх, Валерий Кравченко, Станислав Соколов (I)
Режисер:
Виктор Титов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 9
(16.03.2018)
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Кинематографическая интерпретация романа, несомненно, достойна внимания зрителя, однако, зная глубину и многогранность литературного оригинала, я не могу оценить фильм на высший балл.
Нельзя отрицать мастерство оператора, создавшего поистине завораживающие визуальные образы. Красота пейзажей и умелое музыкальное сопровождение Николая Мартынова дополняют атмосферу фильма.
Однако, выбор актёров и режиссёрская трактовка драматических моментов вызывают у меня немало критических замечаний. Драматургический ряд фильма выглядит бледным по сравнению с живым и пульсирующим повествованием Каверина. Многие зрители восхищаются экранизацией именно благодаря её литературной основе, которая сама по себе является сильной.
Беда в том, что гений Каверина проявляется не только в умении закрутить сюжетную линию, но и в тонком раскрытии характеров и психологических мотивов героев. Кино, к сожалению, часто не способно передать всю глубину и нюансы литературного произведения, ограничиваясь лишь поверхностным воспроизведением событий.
В данном случае фильм не только не добавил ничего нового к роману, но и обнажил некоторые его шероховатости, которые в тексте оставались незаметными. Это словно попытка загрузить более современный файл в устаревшую операционную систему – результат может быть непредсказуемым.
Кроме того, очевидно, что фильм подвергся политической цензуре. В романе Каверина события и характеры героев были представлены с явной критикой существующей системы, но с тонким дипломатизмом, без прямого указания пальцем. Киноверсия же была явно адаптирована для советского зрителя, лишена той остроты и глубины, которые отличали первоисточник.
Образ злодея в исполнении Янковского, к примеру, выглядит упрощенным и неполноценным по сравнению с его литературным прототипом. В романе Каверина злодеи были поистине мерзкими, пропитанными низостью, пошлостью и асоциальностью. Киногерой же лишен той многогранности и глубины, которая делала его персонажами, способными вызывать настоящий ужас.
Тараторкин также не получил в фильме того типичного еврейского облика, который был присущ его персонажу в романе. Каверин тонко подходил к созданию своих героев, наделяя их не только национальными чертами, но и сложными психологическими характеристиками. Фамилия Львов была выбрана не случайно:
это дань уважения Льву Толстому и его герою Левину, вызывавшему смех своей неловкостью и русскостью. В фильме же задумка была обратной: русский по фамилии, но еврей по сути.
Не удалось передать и суть перерождения героя после трагических событий, а тема любви показана весьма поверхностно. Снова и снова я возвращаюсь к роману Каверина, который остаётся для меня непревзойдённым образцом литературы.
Фильм – это своего рода третья производная жизни:
от реальной истории Ермольевой к её литературному воплощению в романе Каверина и, наконец, к кинематографической интерпретации. Конечно, сложно судить обо всех аспектах этой сложной трансформации.
Но если реальная история Ермольевой была трагедией, то роман уже показал нам ранящее повествование о Тани Власенковой, а фильм превратил её историю в мелодраму.
Взрослую Таню сыграла Ия Саввина, и многие критики отмечали, что юная актриса, исполнявшая роль юной Тани, выглядела более убедительно. На самом деле, взрослая Татьяна Ермольева была именно такой, как её изобразила Ия Саввина:
с необычной внешностью, с "изюминкой". Сработал стереотип зрителя, который привык видеть в героинях кино определённый тип красоты.
В заключение могу сказать, что фильм стоит посмотреть, но ознакомиться с первоисточником будет куда более полезным и увлекательным опытом.
Важно, что классические произведения продолжают экранизировать, давая возможность новому поколению зрителей прикоснуться к шедеврам русской литературы. Спасибо создателям фильма за их труд!